Четверг, 02.05.2024, 21:25
НАША ШКОЛА - БОЛЬШАЯ ДЕРЖАВА, ЦАРСТВО МУДРОСТИ И ДОБРОТЫ!

Официальный сайт муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Заплавинская средняя общеобразовательная школа" Ленинского муниципального района Волгоградской области
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Наш опрос
Ваш любимый предмет
Всего ответов: 121
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

1850 год - год основания школы!

 

Жители нашего села по праву гордятся своей школой. Её существование имеет огромное значение, для всего населения. Здесь молодое поколение получает не только необходимые знания для дальнейшего развития и утверждения в жизни, но здесь ещё и воспитывают на ряду со многими человеческими качествами, такое важное чувство, как любовь к родине – патриотизм.

Наша школа это целый мир удивительный и прекрасный. Это и просторное здание, и замечательный коллектив учителей, и весёлый, любознательный, неунывающий народ – дети, их родители, и те люди, без которых невозможна работа школы – библиотекари, повара, завхозы, технические работники. День рождения школы важное событие не только для самой школы, но и для всего населения Заплавного. Потому что наша школа – это часть села, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни людей, живущих здесь. И потому все мы должны хорошо знать историю школы.

Чтобы собрать этот материал, нами была проведена очень большая работа и кропотливая работа. Ребята краеведческой группы посетили сельский музей и музей МОУ «Заплавинская СОШ» с целью исследования материала, который касался истории школы. Для получения сведений о прошлом школьной жизни ребята провели ряд встреч. Для этих встреч были составлены специальные вопросы. Участники группы встретились с учителями-ветеранами, с выпускниками школы разных лет, с техническими работниками. Также краеведами были изучены исторические источники: рукопись, составленная первым директором школы Руденко Василием Андреевичем; рукописная книга Агаркова Василия Алексеевича; летопись села Заплавного, написанная Василием Фёдоровичем Борзуновым. В изучении истории современной школы очень помог ребятам газетный материал, ими изученный и проработанный.

История нашей школы так же замечательна и полна интересными событиями как и история любой другой школы.

Всё начиналось так: Грамотность развивалась слабо. Единственная школа в церковной сторожке имела не более двух десятков учеников. Учителями или как в то время называли дядьками, так же как и раньше, были дьячки, пономари и отставные солдаты. Первоначальное обучение было с азбуки русской и славянской, которую изучали вслух, посредством зазубривания. Чернила для скорописи добывались посредством чернильного ореха, и теперешнее перо заменялось гусиным пером, так как фабричного пера тогда ещё не было.

К концу 40-х годов XIX века было построено и первое здание школы на площади, где ныне развалины кирпичных стен бывшей на это месте последней 2-ух классной школы, сгоревшей в 1919 году. Первая школа имела вместимость до 40 учеников. Преподавание в немногом отличалось от того, как и раньше, в первые четверти столетия. Обучение начиналось с азбуки, и учащиеся произносили так: АЗ, БУКИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО и так далее, изучая посредством двоичных и троичных складов букв. Преподаватели в школе были так же дьячки, пономари и отставные солдаты. Заканчивалось обучение псалтырём на славянском языке. Скоропись писалась, так же как и раньше, гусиным пером. Грамотеев на селе было мало, потому в общественном сельском управлении административные лица, как, на пример староста, и другие были неграмотные. Самым грамотеем значился сельский писарь, который считался самым образованным человеком на селе. Всё это мы узнали благодаря тому, что в 20-е годы прошлого века в Заплавинском волсовете работал пожилой грамотный крестьянин Василий Фёдорович Борзунов. Интересуясь прошлым родного края, он записал рассказы старожилов, изучал архивы волостного правления, церковно-приходские книги, на основании чего написал летопись села Заплавного с 1789 года – 1914 года.

О дальнейшей истории нашей школы мы узнали из воспоминаний первого директора школы – Руденко Василия Андреевича.

С волнением ребята открывали эту старую, ветхую, но уникальную по своей исторической ценности рукопись и читали о том, что в 1922 году Ленинским УОНО (уездный отдел народного образования) 2-ух классное училище села Заплавного было преобразовано в опытно-показательную школу, куда заведующим был назначен Руденко Василий Андреевич. И далее он пишет, что в 1923 году в Заплавном открывается 7-летняя школа по ходатайству родителей учащихся перед Нижне-Волжским краевым отделом народного образования. Крайоно согласилось при условии, чтобы содержание педагогического персонала и оборудование школы учебно-наглядными пособиями в течение 1 года родители взяли на себя. Директором школы назначили меня.

О этом же периоде в истории школы мы узнаем из воспоминаний Агаркова Василия Алексеевича 1919 года рождения, уроженца села Заплавного Средне-Ахтубинского района Волгоградской области. Он в это время был учеником и написал позже рукописную книгу-память о том, что школа находилась рядом с пожарным сараем, бревенчатое здание с большими, весёлыми, светлыми окнами, смотревшими на базарную площадь. Учительница Людмила Васильевна Василевская жила в здании школы и преподавала русский язык, историю, географию, арифметику и литературу, которую проводила на берегу Ахтубы

В школе был только один класс, одна комната. В это время в селе не было одного школьного здания, а отдельные классные комнаты были разбросаны по всему селу. В них учились только до 4-го класса.

И вновь возвращаемся к воспоминаниям В.А. Руденко. В связи с открытием 7-летней школы пришлось столкнуться с большими трудностями.

«Пришлось начинать с начала. Ни чего не было (ни учебников, ни пособий) Заплавинский волисполком (председатель товарищ Дрижов и секретарь территориальной партийной организации товарищ Лисчетский) приняли самое горячее участие. Они предоставили под школу два здания (одно здание начальной школы под младшие классы и второе здание – бывшая богодельня, которые находились на расстоянии друг от друга в 150 метров).

Был создан родительский комитет в состав, которого вошёл и секретарь партийной организации (он был и председателем этого комитета, избран был и казначей).

После длительных переговоров был заключён двухсторонний договор со стороны председателя родительского комитета и директора школы и представителя уездного отдела народного образования товарища Шилкина И.И., по которому родителя взяли на себя обязанность содержать педагогический персонал и снабдить школу учебно-наглядными пособиями по требованию дирекции школы. Уоно со своей стороны обещалось укомплектовать школу соответствующим педагогическим персоналом.

Родительский комитет на обще-родительском собрании в присутствии председателя волисполкома, секретаря парторганизации и педагогического персонала распределили между всеми родителями причитающую сумму с каждого принимая во внимание имущественное положение. Собранные деньги хранились в сберкассе и расходовались по требованию директора школы.

Сначала был один пятый класс с количеством учащихся в 40 человек в здании бывшей богодельни.

Первым преподавателем русского языка и литературы была назначена Саблина Антонина Ефимовна. Она же по совместительству преподавала обществоведение и географию.

А остальные предметы: математику, физику, естествознание, пение и физкультуру преподавал я. (Сколько же здесь нужно было составлять планов, нужно было тщательно готовиться к урокам, зная, что не сегодня завтра приедет краевая комиссия для проверки школы по выполнению договора.

На средства родителей из Москвы были выписаны учебно-наглядные пособия на 1500 рублей (Зарплата получалась аккуратно).

По истечении года после тщательной проверки Представителями Крайоно и инспекцией Уоно работа школы была признана хорошей.

После этого наша школа была принята на государственный бюджет по содержанию педагогического персонала, а оборудование школы учебно-наглядными пособиями возложили опять на родителей учащихся, на которое они ассигновали дополнительно 1000 рублей.

На второй год открывается 6 класс, присылают новых преподавателей.

В 1924 – 25 году, после проверки она принимается на полный государственный бюджет.

В этом же году был открыт 7й класс, который разместился в кулацком здании. Таким образом школа была размещена в трёх зданиях: 1,2,3 и 4 классы размещались в здании на площади 5 – 6 классы в здании богодельни на улице Карла Маркса, а 7 класс в кулацком доме на озере. Эти здания разбросаны были на расстоянии 200 метров.

Таким образом каждому преподавателю приходилось путешествовать через всю площадь. В таких условиях мы и работали.

Наконец сельский исполком решил приспособить под школу 7-летку здание, ныне занимаемое библиотекой (двухэтажное, каменное) с приспособлением каменными складскими помещениями. Был вызван инженер который со мною осмотрел здание составил смету для переоборудования. На заседании с/исполкома заявил, что гораздо дешевле будет стоить построить типовое здание, чем это переоборудовать.

В 1929 году приступили к постройке нового здания. Я был председателем строительной комиссии, техник Кравченко приступил к постройке, которое было закончено в этом году и 17 октября при торжественном собрании всего населения была принята школа и открылись занятия, в которой занимаются и в настоящее время. Это только часть школы.

В 1928 году я оформился на заочное обучение при втором государственном университете по физико-математическому отделению, где учился 3 года, а затем перевели в Саратовский пединститут. В 1931 году я из Саратовского пединститута получаю извещение: «За возрастом лет Вы с заочного обучения снимаетесь». Так я и остался недоучкой.

В 1929 году родители учащихся возбудили ходатайство перед Сталинградским крайоно о преобразовании Заплавинской 7-летней школы в 10-летку.

При моём отъезде на центральные курсы по повышению квалификации в г. Москву мне был дан наказ от родителей поговорить в наркомпросе об открытии школы 10-летки. Одновременно со мною было направлено коллективное заявление от родителей учащихся на имя наркома просвещения товарищи Луначарского. Согласно заявления родители брали часть содержания на себя.

При личной беседе с товарищем Луначарским и его заместителем товарищем Крупской начинания родителей они приветствовали и со своей стороны отпустили бесплатно учебно-наглядные пособия на сумму 1200 руб. Но в то же время рекомендовали увязаться со Сталинградским Крайисполкомом и Крайоно.

Заместитель председателя Крайисполкома товарищ Соломинцев, заведующий Крайоно товарищ Гусев и председатель Средне-Ахтубинского райисполкома товарищ Пригарин на общеродительском собрании стали разубеждать и доказывать, что не целесообразно открывать у вас школу 10-летку, так как уже 10-летняя школа имеется в Средней-Ахтубе и по территориальности не представляется возможным открывать школу 10-летку.

В 1930 году 7-летку переименовали в школу колхозной молодёжи или сокращённо ШКМ с сельско-хозяйственным уклоном, для чего был приставлен специально агроном товарищь Песковатский для преподавания сельского хозяйства. 1, 2, 3, и 4 классы были выделены отдельно в специальную школу.

В этом же году при дневной школе открылась вечерняя школа колхозной молодёжи, где учителя занимались бесплатно в порядке общественной нагрузки.

Цель этой школы – готовить колхозные кадры (бригадиров, животноводов, полеводов). Для практических работ был отделён участок в 30 га. Были заведены сельскохозяйственные орудия: два трёхлемешных плуга, две рядовых сеялки, одна бобовая сеялка, две сенокосилки, две лобогрейки, культиваторы, конная молотилка, веялка, сортировка. Всё это государство давало нам бесплатно.

Из тягловой силы имели: 8 лошадей, 5 верблюдов. Из животноводства 15 коров, 50 овец, 5 свиней, куры, гуси, кролики. При школе имелся комнатный инкубатор, для практических работ. Имелся сад который давал хороший доход. На открытом участке кроме злаковых культур сеялись технические культуры: клещевину, хлопок, лён. На участке производились практические работы силами учащихся, особенно учащихся вечерней школы. Силами учащихся при школе был построен показательный примерный коровник со стойлами на 15 коров. Колхоз Коммунар (нас шеф) в помощь школе выделил 8 рабочих колхозников с условием, чтобы мы своих рабочих рассчитывали согласно договора по трудодням также, как и в колхозе. Школа госпоставками не облагалась. Но мы весь хлеб за исключением семян питания для учащихся и выдачи по трудодням, сдавали государству через кооперацию. Впервые на опытном участке была посеяна озимая пшеница. По первому году дала урожай 30 пудов с га, на втором году – 75 пудов с га, за что на областной сельскохозяйственной выставке получила денежную премию в 300 рублей. На третий год угодила зима бесснежная и влажная, а к весне ударили сильные морозы, и она погибла. Остался ячмень без рубашки – засухоустойчивый, который давал не плохой урожай при самой сильной засухе.

В 1934 году согласно распоряжения наркомпроса все пришкольные участки, скот, инвентарь приказано ликвидировать и передать в колхозы. Школы колхозной молодёжи переименовать в неполные средние школы и строго заниматься академической учёбой. Председатель Средне-Ахтубинского районо продал колхозу Коммунар, весь инвентарь, скот и один амбар за 1000 рублей. Нам оставили пару лошадей и телегу. Сократилась одна преподавательская единица – агроном. В 1934 году работу школы проверяла заместитель наркома товарищ Белова вместе с инспектором облоно товарищем Воскобойниковой, работу школы признали хорошей.

За хорошую постановку работы школы многие учителя облисполкома награждены были почётными грамотами, а директор школы помимо грамоты награждён был месячным окладом. И вызван был в министерство народного просвещения вместе с зав районо…»

Война вторглась в мирную школьную жизнь, но не остановила школьный процесс. Из нескольких источников ребята узнают, какие трудные были эти годы. Большой материал был собран в школьном музее. Здесь находятся сведения о военной жизни села, в том числе и деятельность школы. На одном из стендов рассказывается о том, что во время Сталинградской битвы здание школы было передано под полевой передвижкой госпиталь, но занятия не прекращались, дети учились в жилых домах. В этом госпитале находились на излечении раненые Сталинградского фронта. Маслова Мария Никифоровна – учитель истории и Фёдорова Мария Ивановна – учитель начальных классов, пошли работать медсёстрами в этот госпиталь. Из их воспоминаний мы узнаём, что «иногда для переливания не хватало крови – мы отдавали свою. Делали мы все одно огромное дело – ковали победу, приближали этот день, как могли» С одного из стендов музея рассказывающего о годах войны на нас смотрят фотографии учителей военных лет: Нечаевой Нины Игнатьевны, Олейникова Александра Ефимовича и учащихся Никитина Николая Петровича и Сушковой Марии Ивановны, которая в своих воспоминаниях рассказывает, что в школе было холодно, ученики одетые и замерзшие, охотно учились, дуя на пальцы и в чернильницы, писали на обрывках бумаги, между строчек брошюр. Учебников было мало, учили по записанному на уроке. «Мы, ученики, старались помочь нашим солдатам, собирая и отправляя посылки с тёплыми варежками, вышивали платочки, шили кисеты с надписями «Бей врага без промаха»». На этом же стенде мы читаем письмо с фронта ученикам Заплавинской школы от Владимира Фроловича Ключкина, бывшего ученика школы.

С интересом ребята читали материал находящийся в музее и посвящённый учителю Заплавинской школы Конопатовой Дарье Васильевне. Она прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. Участвовала в боях при освобождении Воронежа, Курска, Орла, Кривого Рога, Бендер. Участвовала в операциях на территории Румынии, Болгарии, Молдавии. Служила радиотелеграфистом. Была награждена. С 1945 года работала в Заплавинской школе. Очень интересно о военном периоде рассказывает В.А. Руденко «Во время Отечественной войны наша местность попадает в прифронтовую полосу, село было переполнено воинскими частями. Школьное здание было занято под госпиталь. В это трудное время школа продолжала свою работу. «Для занятий пришлось разместиться по частным домам и в разных местах. Начальные классы занимались в бригадирном доме. 7 класс размещался в доме Ключкина на Ленинградской улице, 9 класс в доме Самойлова на Большевитской улице, 8 класс в доме Сушковой на Ленинской улице, 10 класс в доме Маркова на Волжской улице, а 5 и 6 клссы не работали за отсутствием помещений. Не однократно делалась попытка занять эти дома воинскими частями. Но благодаря нашим настойчивым просьбам с председателем сельского совета товарищем Лазаревым перед командующим эти дома оставались за нами. Фронт от Сталинграда отодвигается дальше, воинские части начали освобождать помещения, в том числе и школу. Силами учителей и учащихся мы стали приводить школу в порядок. Все стёкла были повыбиты, гонт частью оторван, вся засыпь за гонтом и на подоловке осыпался из-за бомбёжки. Учителя сами засыпали гонт, остёкливали, часть окон заложили кирпичами, покрасили. Материал нам дали шефы: колхоз Коммунар и Победа. И мы приступили к занятиям в школьном здании»

Школьный музей – это настоящая сокровищница, где ребята могут почерпнуть богатейший материал о годах войны, но не только об этом суровом времени мы узнаём из материалов музея.

Гордость нашей школы - музей "Боевой славы", который функционирует с 1968 года. В 1986 году ему было присвоено звание школьный музей " Боевой славы" под № 5723.

Подробности смотрите

Мы подходим к следующей экспозиции, где собрана история школы о послевоенном периоде. Ребята своими руками оформляли материал об учителях, работавших в школе после войны. Чтобы узнать об этом периоде ребята организовали ряд встреч с педагогами, выпускниками, техническими работниками. В результате этих встреч, был собран интереснейший, богатейший материал. Это воспоминания Манжосовой Риммы Васильевны, Овечкина Михаила Ивановича, Мололкиной Евгении Николаевны, Бондаренко Нины Александровны, Григорьевой Лидии Тарасовны, Токаревой Натальи Викторовны, Филатовой Валентины Владимировны. Сбольшим интересом ребята слушали о том, что Овечкин М.И. прибыл в школу на работу в 1960 году и работал в ней вплоть до ухода на пенсию в 1996 году. «Я прибыл в школу на работу в 1960 году и работал в ней вплоть до ухода на пенсию в 1996 году. Вначале работал в качестве преподавателя труда и рисования, а 70-е годы, после окончания Волгоградского педагогического института (заочно), стал работать преподавателем истории. Хорошо помню ещё со школьных лет первого директора школы. Звали его Руденко Василий Андреевич, заслуженный учитель РСФСР, математик. Помню, когда он появлялся утром в школе, шум, гам, беготня в коридоре мгновенно прекращалась и наступала полная тишина. Дело, конечно, было не только в его требовательности и строгости, так встречают развеселившиеся дети строгого, любящего отца. Говорил кратко и веско, украшая свою речь пословицами, поговорками, добросердечно шутя, называя провинившегося ученика то «гусем лапчатым, то кумой, то сватом». Успех был полным провинившийся слушал с виноватой улыбкой и старалсь впредь не напрашиваться на такой комплимент. Немало сменилось директоров в школе за 70 лет существования школы, и каждый из них вносил свой вклад в дело совершенствования педагогического процесса, сплочения детского и учительского коллективов. В этом ряду особое место занял Мартышкин А.С.. У него была поразительная память на лица и фамилии: он знал в лицо и по фамилиям и именам всех школьников и их родителей, да и многих сельчан. Историческая память (он был историком-фронтовиком). Но самое удивительное было то, что он мог найти общий язык с учеником, учителем, директором совхоза, районо, облано. Во многом, благодаря его усилиям было построено в селе новое трехэтажное каменное и красивое здание Заплавинской средней школы, да ещё и с паровым отоплением. Его дело по благоустройству школы и совершенствования педагогического процесса продолжила и Дубовая Екатерина Павловна. Почти тридцать лет школьный корабль уверено вела Сапункова В.А. В мае 2014 года директором школы была назначена Кондратьева Галина Владимировна.

Заплавинская школа всегда славилась мастерами педагогического труда. Ещё в мои школьные годы работала преподавательница русского языка и литературы Родэ Александра Николаевна. Она была очень строгой, требовательной, дотошной. Она не ограничивалась рамками урока, занималась с нами внеурочное время. Мы даже побаивались её и, конечно, уважали. Многие её ученики пошли по её стопам. В свою же школу пришли преподавателями словесниками такие замечательные учителя, как Жихарь Т.И., завуч школы и другие. Пришли в нашу школу такие прекрасные словесники, как Морщинина З.Т., Манжосова Р.В.

В 60-е годы я близко сошёлся с одним из лучших в районо учителей иностранных языков Викторовичем Афанасьевичем Селезнёвым. Многие ученики последовали его примеру, то есть стали учителями иностранного языка, прежде всего английского, он преподавал именного его. Имея тонкий слух, он тонко передавал его звучание. Мололкина Евгения Николаевна – высококвалифицированный педагог – его ученица. Виктор Афанасьевич был всесторонне одарённым человеком: музыкальный слух (пел, играл на гитаре и т.д.). По своей инициативе создал в школе духовой оркестр. Он увлёк этой идеей директора совхоза Кержнера и тот дал ему деньги на духовые инструменты. Виктор Афанасьевич купил духовые инструменты, отобрал школьников с музыкальным слухом, сам расписал им ноты за одно и познакомил их с нотной гаммой. И случилось чудо, в школе появился великолепный духовой оркестр, а он стал его дирижёром. Его приглашали на торжественные мероприятия в совхозе, селе и конечно на школьные вечера, танцы и т.д. Помню выступление духовного оркестра на первомайской демонстрации: был прекрасный весенний день, колонна школьников украшенная цветами и транспарантами тронулась к центру села. Великолепно заиграл духовный оркестр, как говориться «Мгновение, ты прекрасно, остановись!» Вдруг мы заметили, как недалеко пасущиеся бурёнки подняли головы и двинулись за нашей колонной. Пришлось на время остановить игру оркестра, и коровы отстали. Итак, во всём ждал его блестящий успех! Увы, в возрасте 33-х лет трагически погиб. Приятно было общаться с преподавателем труда Егоровым А.И.. Он был кумиром школьных мальчишек. Мастер на все руки: всё делал легко и весело. На всякий случай у него были шутки, прибаутки, весёлая история. Много сделал он для школы всяких изделий и никогда не отказывал учителям сделать рамочку для портретов или дверь и т.д. Немало отличных учителей трудились и в начальной школе. Это Конопатова Д.В. Коншина А.А. – моя первая учительница и другие».

Не менее интересен и увлекателен материал, собранный ребятами о современном периоде. В подборе материала этого периода школы ребятам существенную помощь оказали организатор школы Поликарпова Любовь Владимировна, директор школы Сапункова Вера Александровна, школьный штаб. Подбор материала был облегчён тем, что ребята сами были участниками этого периода истории школы.

Современная школа открыла свои просторные кабинеты в 1984 году. Директором школы была назначена Сапункова Вера Александровна, которая работала вплоть до 2014 года. По-прежнему школа славится своими замечательными педагогами, любознательными, старательными детьми, которые продолжают историю школы в своей работе, в своей учёбе, в своих делах. В школе существуют замечательные традиции: Выпускные вечера, вечера встречи выпускников, уроки мужества, праздничные концерты для ветеранов. Недавно у нас появилась новая традиция – отмечать дни рождения школы.

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024